Из жизни ангелов и бомжей
09.02.2007 | «Куба - любовь моя»

Алексей Филиппов. Газета «Московские новости», 9 февраля 2007 г.


Таких приятных, ухоженных бомжей — чисто выбритых, хорошо подстриженных и, кажется, пахнущих дорогой туалетной водой — не видал никто (а обитают они, между прочим, в мусорных баках). Кирюха (Владимир Коренев) и Калина (Роман Мадянов) высовываются из них, разливают опивки, взбалтывают, смакуют. Начинается их трудовой день, начинается и «Куба — любовь моя», новый спектакль театра Станиславского.

Поставившая его Татьяна Ахрамкова могла, конечно, достоверности ради нацепить на актеров бутафорские бороды — звезды, которых радостно приветствует зал, стали бы менее узнаваемы, а спектакль все равно остался бы прежним. История, которую он рассказывает, к настоящим бомжам отношения не имеет. Михаил Бартенев пытался сделать из своей пьесы притчу, а театр превратил ее в набор скетчей — и большего она не заслуживала.

Кирюха и Калина живут в мусорных баках аки птицы божии: мусор их кормит, поит и одевает. И убивает: они находят в нем гранату, а та оказывается боевой. На том свете их встречает давно умерший одноклассник, умница и отличник. Во время школьной разборки с барачной шпаной Кирюха и Калина сплоховали и прогнулись, а он не струсил и был убит. Впереди собеседование, по итогам которого решится их небесная карьера, и вечно юный ботаник обещает им подсказывать. Придумано все это довольно занятно, но проблема в том, что давнее предательство никак не связано с незадавшейся жизнью Калины и Кирюхи. Есть картинки из жизни бомжей, есть история из жизни советских школьников: они никак не пересекаются, и действия в пьесе нет.

Зато Татьяна Ахрамкова придумала множество смешных штучек, милых постановочных фенечек. Эдакое ностальгическое кабаре: смысла немного, но воздух давно ушедшего времени пойман. Да и смешно все это по-настоящему. И — вот это действительно кажется важным — когда артист Коренев говорит, что забыл Ихтиандра, к горлу подступает комок. Время безжалостно, оно перемалывает и разрушает все: эту тему «Куба» задевает краем, но звучит она ясно и чисто. А в остальном — спектакль как спектакль, чисто сделанная рядовая работа, позволяющая заполнить афишу и наполнить кассу.

Hosted by uCoz